Программы
для создания партий ритм-гитары.
Сергей
Нечитайло
В наш технократический век все больше
и больше рабочих задач человек отдает на выполнение созданным им
машинам! Задачи эти могут быть самые разные — от однообразных операций
по обтачиванию какой-нибудь заготовки до автоматического проектирования
систем управления сложными процессами.
Творческие области человеческой
деятельности также все более и более механизируются — пишущая машинка
пришла на смену гусиному перу писателя, художник освободил свои
плечи от тяжести кистей, мольберта и красок, а композитор получил
возможность самостоятельно создавать звучащие оркестровые партии.
Само собой, именно компьютеры (или
устройства, имеющие общую с ними структуру) стали "станками"
современных работников науки и искусства. Но при огромном количестве
функций текстовых процессоров, звуковых и графических редакторов,
творческая роль в работе все равно принадлежит человеку, а программы
являются лишь инструментами, позволяющими автоматизировать рутину
процесса.
Еще до широкого распространения
персональных компьютеров, увеличения их вычислительной мощи и появления
современных виртуальных студий, разработчиками музыкальных инструментов
предпринимались попытки облегчения жизни музыканта или аранжировщика.
Вспомните "самоиграйки"
— синтезаторы с функциями автоаккомпанемента, при помощи которых
исполнитель, даже имея представление о теории музыки в рамках трех
аккордов, мог довольно успешно заменять собой целый оркестр из четырех-пяти,
а иногда и больше инструментов.
Если же вспомнить, сколько "звезд"
нашей эстрады зарабатывало на жизнь с помощью знаменитых "самоиграек"
фирмы Yamaha, становится понятно, что практическая востребованность
инструментов с автоаккомпанементом значительно перевесила их музыкальные
возможности.
Технически
функция "самоиграйки" работала весьма просто. Несколько
музыкальных тактов данных (ну, коротенькая аранжировка определенного
стиля) образовывали "паттерн" — специальный шаблон, который
проигрывался по кругу и, в зависимости от нажатых на клавиатуре
аккордов, соответствующим образом транспонировался. В библиотеке
инструмента были собраны стили на все случаи жизни — тут тебе и
блюзы, и рок-н-роллы, и марши, и польки-бабочки. Для большего разнообразия
каждый стиль имел несколько вариантов паттернов: например, вступление,
две-три вариации основного звучания и коду. Исполнителю оставалось
переключать паттерны, нажимать левой рукой аккорды и (если умения
хватало) наигрывать правой мелодическую линию.
Само собой, инструменты совершенствовались.
В "самоиграйках" появилась возможность создавать свои
стили, серьезные синтезаторы получили встроенный секвенсор, часто
даже с более совершенными функциями автоаккомпанемента. Про различные
арпеджиаторы, квантайзы и "гуманизаторы" я даже не говорю.
Появилась возможность более качественно делать не только аккомпанемент,
но и партию целиком.
С развитием возможностей персональных
компьютеров и увеличением количества музыкантов, их использующих,
возможности редактирования и интеллектуальной обработки данных возросли
на порядок. Такие программы-автоаранжировщики, как Band
In Box или WinJammer, стали виртуальными преемниками незабвенных
PSR и PSS, позволяя работать на гораздо более высоком уровне.
Тем не менее, надо понимать, что
"самоиграйка", даже самая лучшая, — это лишь компромисс
между звучанием и скоростью работы, так как передать наиболее тонкие
нюансы живого исполнения большинства музыкальных инструментов при
помощи MIDI-данных физически невозможно. Конечно, если воткнуть
трек фортепиано в семплер с многомегабайтной программой или вообще
в акустический инструмент с MIDI-управлением, — результат будет
соответствующий.
А если взять, допустим, гитару?
При
всей внешней простоте, этот инструмент необычайно сложен в моделировании,
так как на характер его звучания влияет очень большое количество
разных приемов игры, аппликатурных позиций, манеры исполнителя и
т. д., и т. п. Не случайно семплированную гитару очень трудно выдать
за живую. И даже если вы достигли некоторого правдоподобия при имитации,
например, медленного гитарного перебора, то стоит попробовать исполнить
какую-нибудь другую фигуру (хотя бы самый банальный аккордовый "чес"
вверх и вниз), как синтетическая сущность опять вылезет наружу.
В результате, из-за фортепианного, по сути, управления, партия гитары
больше всего напоминает какой-то зудящий клавесинообразный инструмент.
Даже при небольшом транспонировании
(четыре-пять полутонов) гитарные семплы приобретают очень заметный
"пластмассовый" привкус. Это наблюдается и при семплировании
других струнных инструментов. Получается, что для нормального звучания
придется записывать новый семпл чуть ли не на каждую отдельную клавишу!
И это все ради одного единственного приема исполнения!
Гораздо результативнее семплировать
не отдельные ноты, а целые фразы, однако проблема транспонирования
никуда не денется. Плюс ко всему, такая семплерная программа будет
работать лишь в том темпе, в котором ее записали. Да и, бывает,
нет в многочисленных библиотеках гитарных семплов именно такого,
который нужен в данный момент.
Кроме того, работая подобным образом,
композитор или аранжировщик должен хорошо представлять себе особенности
живого инструмента, и для создания гитарных партий, действительно
похожих на настоящие, погружаться в процесс с головой и тратить
большое количество времени.
Вот и получается, что проще
пригласить живого гитариста.
До самого недавнего времени аранжировщики
не имели специального инструмента для быстрого создания качественных
гитарных партий. Это тем более обидно, что гитаре в современной
музыке отводится далеко не самое последнее место и часто именно
она определяет характер всей аранжировки. Но, как известно, спрос
рождает предложение, а человеческая мысль не стоит на месте.
В апреле прошлого 2002 года компания
Steinberg
представила на рынок совместное детище своих разработчиков и их
коллег из фирмы Wizoo — виртуальный VST-инструмент Virtual
Guitarist.
Через несколько месяцев последовал
выпуск еще одного инструмента — Virtual Guitarist Electric
Edition. Оба "Гитариста" сразу же стали пользоваться
популярностью среди музыкантов и аранжировщиков. Давайте посмотрим,
что же такого революционного они принесли в область моделирования
гитарных партий...
Читать дальше...
Читать: Waves
- плагины обработки звука
Уроки игры на гитаре в Видео
Формате:
Данный
курс предназначен для тех, кто впервые взял в свои руки гитару и
хочет овладеть мастерством игры на классической или электрогитаре
в домашних условиях.
Курс представлен на 2-х DVD дисках и содержит наиболее ценные советы,
практические рекомендации, видеоуроки для того чтобы научиться красиво
играть на гитаре, подбирать песни и аккорды, играть "боем"
или "перебором", исполнять соло мелодии или ритм аккорды
в стиле heavy metal. Узнайте
подробности...
|