Содержание:

Вступление

Инструменты анализа

Всё для реставрации

Эквалайзеры

Параметрические Q

Компрессоры

Aудиоэффекты

Wawes IR-1


Статьи и новости

Виртуальный гитар-т

 


Рок-музыка на компьютере
 

Как создать рок музыку Подробнее...

 


Аранжировка музыки

Аранжировка Музыки На Компьютере В Любом
Стиле - Без Проблем!   Подробнее..


 

Waves - обработка звука

 

Книга на русском языке об обработке звука с помощью плагинов от фирмы Wawes. Отличный курс. Подробнее...

 

 


Видео обучение

Основы работы в Cubase SX. Напиши свою музыку сам.

 


Мастеринг музыки

Основы мастеринга с Izotope Ozone. Базовые знания. Подробнее...

 


 

Импровизировать
может каждый

Уроки джазовой импровизации.  Подробнее...


Джазовое ухо

Аудиокурс  развития слуха у музыкантов, играющих джаз, рок, поп. Подробнее...

 

 

 

 

Q Paragraphic EQ - параметрические эквалайзеры

В семейство плагинов Q Paragraphic EQ входят параметрические эквалайзеры с количеством полос 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10. Начнем с относительно простого плагина Q1 Paragraphic EQ, окно которого представлено на рис.

Окно плагина Q1 Paragraphic EQ

Это - однополосный параметрический эквалайзер. Дизайн окна отличается от того, к которому вы могли привыкнуть, работая с эквалайзерами семейства Renaissance Equalizer, но большинство элементов вам уже знакомо.

На координатном поле отображен и доступен для редактирования график АЧХ фильтра. Под ним расположена линейка кнопок, предназначенная для управления параметрами фильтра:

  • On/Off - кнопка включения/выключения фильтра;
  • Type - раскрывающийся список для выбора типа фильтра;
  • Gain - регулятор коэффициента передачи фильтра;
  • Freq - регулятор частоты настройки (или частоты среза) фильтра;
  • Q - регулятор добротности фильтра.

Справа от координатного поля расположены регуляторы уровня выходного сигнала. Под ними - кнопка Trim, назначение которой вам также уже знакомо. Еще правее находятся индикаторы уровня выходного сигнала.

Чем принципиально отличаются плагины семейства Q Paragraphic EQ от плагинов семейства Renaissance Equalizer?

Во-первых, на входе (группа Input) плагинов семейства Q Paragraphic EQ имеются регуляторы уровня и переключатели фазы канального сигнала (кнопки +/-). Последние позволяют инвертировать сигнал любого из стереоканалов. Необходимость в этом может возникнуть, когда в одном из каналов потребуется устранить сдвиг фазы на 180°, возникший, например, из-за ошибочной коммутации устройств тракта обработки аудиосигнала. Дело в том, что противофазные компоненты существенно влияют на моносовместимость сигнала, поэтому желательно избегать их появления.

Во-вторых, в эквалайзерах семейства Q Paragraphic EQ значительно больше максимальное значение добротности фильтра (100 против 6,5 у Renaissance Equalizer). Это означает, что можно настроить любой фильтр эквалайзера так, что он будет влиять только на очень узкую полосу частот и не затрагивать соседние частоты. Например, можно подавить фон переменного тока частотой 50 Гц и не повлиять при этом на составляющие полезного сигнала с частотами 49 Гц и 51 Гц.

Окна двухполосного, трехполосного и четырехполосного эквалайзеров отличаются от рассмотренного окна только количеством фильтров и соответственно количеством линеек регуляторов параметров фильтра. В качестве примера на рис. представлено окно четырехполосного эквалайзера.

Окно плагина Q4 Paragraphic EQ

Окна эквалайзеров с числом полос от 6 до 10 имеют несколько другой вид. В них увеличена площадь координатного поля.

Окно плагина Q10 Paragraphic EQ

LinEq Lowband, LinEq Broadband - эквалайзеры, обеспечивающие минимальные фазовые искажения

В пакет Waves Platinum Native Bundle 4 входят совершенно уникальные обработки, среди которых нельзя не выделить плагины LinEq Lowband, LinEq Broadband. По своей сути - это многополосные графические эквалайзеры. Однако от тех эквалайзеров, которые мы уже рассмотрели, LinEq Lowband и LinEq Broadband отличаются очень существенно: они не вносят фазовых искажений.

Напомним, что величина фазового сдвига, который претерпевает сигнал в реальном фильтре, зависит от частоты сигнала. Если не вдаваться в тонкости теории сигналов, то упрощенно можно считать, что первопричиной фазового сдвига является временная задержка сигнала при прохождении им фильтрующих цепей. Для гармонического (синусоидального) или хотя бы узкополосного сигнала последствия фазового сдвига нестрашны. Форма такого сигала от этого не изменяется, да и сам фазовый сдвиг при желании можно измерить и скомпенсировать. Другое дело, если сигнал широкополосный - состоит из многих спектральных компонентов и ширина спектра сравнима с его центральной частотой (именно такими свойствами и обладают аудиосигналы). В любом обычном фильтре различные спектральные составляющие широкополосного сигнала претерпевают фазовые сдвиги, соответствующие фазочастотной характеристике (ФЧХ) фильтра. Особенно неприятны последствия воздействия фазовых искажений на короткие импульсные сигналы, подобные тем, что получаются при игре на ударных инструментах. Резкие перепады амплитуды сигнала сопровождаются переходными процессами: фронты импульсов растягиваются, огибающие импульсов искажаются, звук "замутняется".

Если бы ФЧХ была линейной, т. е. величина фазового сдвига была бы пропорциональна частоте спектральных составляющих, то такой фильтр не искажал бы форму прошедшего через него сигнала. Однако ФЧХ реальных фильтров (даже простейших, однозвенных) далека от линейной. Поэтому такие фильтры всегда изменяют нежелательным образом форму сигнала.

Из теории фильтрации известно, что на основе цифровых фильтров с так называемой конечной импульсной характеристикой (КИХ-фильтров) все-таки можно синтезировать устройства частотной обработки, имеющие линейную ФЧХ. Именно это и сделано разработчиками плагинов LinEq Lowband, LinEq Broadband. Конечно, усложнение алгоритма фильтрации привело к увеличению времени, необходимого для его отработки компьютером, что вылилось в увеличение по сравнению с обычными значениями времени запаздывания сигнала, прошедшего через плагин (latency). Поэтому в руководстве пользователя приведена соответствующая таблица, позволяющая учесть это время и правильно организовать совместное использование в проекте рассматриваемых плагинов и тех плагинов, у которых величина latency не столь существенна.

Начнем с плагина Waves LinEq Lowband, окно которого представлено на рис.

Окно плагина LinEq Broadband

Вы видите много знакомых элементов. Вместе с тем, окно плагина LinEq Lowband имеет несколько отличий (и существенных и чисто внешних).

В левой верхней части окна в группе Scale есть кнопки для переключения диапазона отображаемых уровней АЧХ. Наряду с привычными пределами ±12 дБ, вы можете установить и более широкий диапазон ±30 дБ. Эта особенность непосредственно вытекает из того, что диапазон регулирования коэффициента передачи фильтра с помощью кнопки GAIN в плагине LinEq Lowband также составляет ±30 дБ, а не ±12 дБ, как в предыдущих плагинах.

Увеличилось число разновидностей фильтров, которыми можно пользоваться. Среди них появились фильтры с крутыми скатами АЧХ и с резонансным горбом, расположенным вблизи частоты среза.

В окне плагина имеются также две принципиально новые кнопки: DITHER и METHOD. О кнопке METHOD достаточно сказать, что она позволяет выбрать один из трех методов аппроксимации АЧХ фильтров эквалайзера. Кнопка DITHER предназначена для включения и выключения дитеринга. Его суть заключается в том, что при понижении разрядности представления звука к отсчетам сигнала добавляется небольшой по интенсивности цифровой шум. Сам он на слух незаметен и, вместе с тем, позволяет маскировать неприятный призвук, сопровождающий отбрасывание "лишних" разрядов. Дело в том, что звуковые отсчеты внутри плагина представляются 48-битными числами. Большинство приложений-хостов работает с 24-битным звуком. В таком случае понижение разрядности просто неизбежно. Поэтому лучше сделать этот процесс подконтрольным и применить дитеринг непосредственно на выходе плагина. Однако если после рассматриваемого плагина вы применяете еще какие-либо плагины, поддерживающие 48-битное (или еще более высокое) разрешение, то применять дитеринг на выходе LinEq Lowband бессмысленно и вредно. Аналогично, не следует включать дитеринг в плагинах и в том случае, когда приложение-хост позволяет работать с разрядностью, превышающей 24 бита. Например, преобразование 48 бит > 32 бита без дитеринга предпочтительнее, чем преобразование 48 бит > 24 бита с дитерингом.

А теперь перейдем к Waves LinEq Broadband - еще одному эквалайзеру, обеспечивающему линейную зависимости фазы от частоты в полосе пропускания каждого из фильтров.

Окно плагина LinEq Broadband

Внешние отличия окна данного плагина от окна плагина LinEq Lowband в основном имеют количественный характер: там 3 полосы, здесь их 6. Однако на самом деле плагин LinEq Broadband является несравнимо более точным инструментом фильтрации, чем любой из ранее рассмотренных многополосных эквалайзеров. Правильнее было бы говорить о том, что это не 6-полосный плагин, а плагин, функционирующий по формуле "1 + 5 ". Даже графическое оформление самого окна плагина подчеркивает особый статус низкочастотного канала: линейка его регуляторов отделена от остальных чертой, на кнопке группы ON/OFF имеется надпись NF (низкие частоты), в то время как остальные кнопки этой группы безымянны.

Дальнейшее повышение точности фильтрации и снижение побочных эффектов достигнуто в данном плагине за счет того, что весь диапазон звуковых частот разделен на два поддиапазона - низкочастотный и высокочастотный. Поддиапазоны немного перекрываются.

Для работы в низкочастотном поддиапазоне (21 - 1000 Гц) и предназначен фильтр LF (частоту, превышающую 1000 Гц, для него вам просто не удастся установить). Для этого фильтра максимальная добротность составляет 2.

На первый взгляд может показаться парадоксальным утверждение о том, что сигнал, спектр которого сосредоточен в этом диапазоне, является боле широкополосным, чем сигнал, имеющий существенные составляющие спектра, например, в пределах частот 10 021 - 11 000 Гц. Ведь вроде бы ширина спектра сигнала в обоих случаях равна 979 Гц. Однако это действительно так. Показатель широкополосности (отношение ширины спектра к центральной частоте) для первого сигнала составляет примерно 1,92, а для второго - 0,09. На практике показатель широкополосности, равный 0,09, означает, что даже если не предпринимать никаких специальных мер, то ФЧХ фильтра, работающего с подобным сигналом в окрестностях частоты 10 000 Гц, можно считать практически линейной. Однако в случае низкочастотного фильтра для ее линеараизации придется что-то придумывать. Вот разработчики плагина LinEq Broadband и решили при реализации низкочастотного фильтра применить более сложные и точные алгоритмы преобразования. За счет этого для низкочастотного фильтра достигнута высокая линейность ФЧХ и получена прекрасная разрешающая способность (1 Гц, в то время как для высокочастотных фильтров - 87 Гц). Цена, заплаченная за такие преимущества, - увеличение времени вычислений. Поэтому редактировать параметры низкочастотного фильтра в процессе воспроизведения обрабатываемого трека в реальном времени не удается. Изменения параметров остальных фильтров вы услышите тут же. А для того, чтобы почувствовать перемены в настройках низкочастотного фильтра, разработчики рекомендуют вносить коррективы поэтапно: изменили параметр, отпустите кнопку мыши, прислушайтесь. Появятся изменения в характере звучания, можете изменять настройки дальше.

Все высокочастотные фильтры равноценны. Частоту любого из них можно перестраивать в пределах от 258 Гц до 21963 Гц, а максимальное значение добротности больше, чем у низкочастотного фильтра, и составляет 6,5.

Итак, состоялась ваша первая встреча с виртуальными приборами частотной обработки, входящими пакет Waves Platinum Native Bundle 4. Детальное описание работы с ними вы найдете в нашей книге "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase".

 

 

 

Copyright © 2010 | Инфобайт

Хостинг от uCoz